Что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь

29.03.2023 Павел Морозов 0

Первые картины Эрмитаж получил от прусского купца, в качестве неустойки по договору поставки пшеницы для российской армии. Но доступ к произведениям искусства был закрыт даже дворянскому сословию. Александру Пушкину в посещении отказали, и он получил входной билет сюда только благодаря протекции Василия Жуковского, близкого друга императорской семьи.

Сейчас в шести зданиях размещено около 3-х миллионов произведений искусства и памятников культуры, а Зимний дворец входит в десятку самых посещаемых музеев мира.

Вам не хватит и недели, чтобы осмотреть все экспонаты Эрмитажа. Поэтому я подготовил для вас этот список лучших достопримечательностей, которые стоит посмотреть в первую очередь.

В статье описаны главные достопримечательности Эрмитажа и указаны номера залов, в которых они размещены. Это поможет вам спланировать маршрут так, чтобы не заблудиться и увидеть основные шедевры.

Содержание:

  1. Что посмотреть в Эрмитаже в первый раз:
  2. Почему стоит посетить Эрмитаж
  3. Как добраться до Зимнего дворца Эрмитажа
  4. Режим работы Эрмитажа 
  5. Советы и правила посещения Эрмитажа

Что посмотреть в Эрмитаже в первый раз

Залы древней Греции

Фотография зала Геракла в Эрмитаже.
Зал Геракла находится на 1-ом этаже Нового Эрмитажа, номер зала — 114.
Номера других залов Древней Греции — 111-113, 115-121.

Здесь выставляются объекты начиная с бронзовой эпохи ― саркофаги, скульптуры и предметы быта. Архаические фарфор, керамика и серебро представлены амфорами, блюдами и своеобразными сосудами. Например, ойнохойя ― это кувшин с тройным носиком для разливания жидкости одновременно в несколько кубков. А килик ― почти плоская чаша с двумя ручками. Из неё пили и плескали остатки вина в цель, соревнуясь в меткости.

На горизонтальных витринах выставлены фигурные дверные ручки, масляные светильники, коллекции украшений и печатей из резных камней, монеты. Представлены в небольшом количестве и военные доспехи. Бронзовые шлемы и кнемиды (латы для голеней), наконечники стрел и копий, лошадиная сбруя. Кроме греческих статуй, барельефов и надгробий, залы содержат копии, выполненные с них во время римского правления в V и IV веках до нашей эры.

Часть предметов выставки найдена во время раскопок на территории Крыма и Краснодарского края, где в античный период располагалось Северное Причерноморье.

Иорданская лестница

Фотография Иорданской лестницы в Эрмитаже.
Иорданская лестница находится в Зимнем дворце, номер зала — 1.

Иорданская галерея и лестница ― это начало анфилады парадных апартаментов. Название они получили из-за торжественного шествия императора во время праздника Крещения. Путь из Большой церкви до подъезда северного фасада проходил по этому маршруту и завершался возле проруби на Неве ― Иордани.

Ранее она была Главной или Посольской, отсюда надлежало заходить на официальные аудиенции представителям иностранных государств.

Лестницу спроектировали при правлении Елизаветы Петровны, под руководством Франческо Растрелли. Она освещалась тремя ярусами окон, напоминая дворец французского Версаля. Обилие света и потолочный плафон в виде неба создаёт огромное пространство и ощущения величия. 

Во время пожара 1837 года, сгорел весь интерьер и деревянные колонны. При восстановительных работах русский архитектор Василий Стасов заменил их на серый гранит и заложил окна первого этажа. 

Военная галерея

Фотография Военной галереи 1812 года в Эрмитаже.
Военная галерея 1812 года располагается на 2-ом этаже Зимнего дворца, номер зала — 197.

Здесь размещены портреты генералов Отечественной войны 1812 года.  По приказу Александра I, комиссия выбирала самых достойных участников. Список формировали 7 лет и нередко лишали героев «почётного места» по косвенным основаниям. Например, за растрату казённых средств или положительную характеристику восстания декабристов. Были отказы из-за неправильно поданных документов, формуляров или вовсе без объяснения причин.

Русские художники 10 лет писали портреты воинов с натуры или в виде копий с готовых полотен. Тех, кто умер и не оставил изображения, увековечили памятной табличкой на зелёной ткани. В центральной части галереи расположены три конных картины. Император Александр I и союзники в борьбе с Наполеоном ― Франц I и Фридрих-Вильгельм III. 

При пожаре 1837 года интерьер был полностью уничтожен, но гвардейские солдаты спасли из огня все генеральские портреты.

Часы «Павлин»

Фотография часов "Павлин" в Эрмитаже.
Часы «Павлин» представлены на 2-ом этаже Малого Эрмитажа, номер зала — 204.

Это единственный в мире действующий автомат XVIII века. Часы из золочёной бронзы и серебра приобрёл для Эрмитажа князь Григорий Потёмкин, фаворит Екатерины II. 

В 1770 году их изготовили английский ювелир Джеймс Кокс и механик Фридрих Юри. При транспортировке из Великобритании часть деталей повредили и утеряли. Русский изобретатель Иван Кулибин полностью восстановил их только в 1794 году.

Каждую среду в 19 часов можно полюбоваться ожившими птицами ― моргающей совой, раскрытым оперением павлина и криком петуха, которого озвучивает маленький орган с одной языковой трубой.

Рыцарский зал

Фотография Рыцарского зала в Эрмитаже.
Рыцарский зал располагается на 2-ом этаже Нового Эрмитажа, номер зала — 243.

Коллекция западноевропейского оружия XV ― XVII веков представлена ранними доспехами в готическом стиле, авторства немецкого мастера Лоренца Кольмана. Более поздние миланские, выполнены по моде ренессанса и похожи на парадную одежду. Они обильно украшены золочеными узорами, оборками, камнями или сделаны в виде мифических животных. Есть на витринах и детская амуниция.

В центре экспозиции находятся четыре верховых воина, в полном рыцарском облачении, и лошади в защитных латах и броне. 

На стендах размещено холодное и огнестрельное оружие ― сабли, даги (кинжалы для левой руки), шпаги, арбалеты, кремневые пистолеты и карабины.

Малахитовая ваза

Фотография Малахитовой вазы в Эрмитаже.
Малахитовая ваза находится на 2-ом этаже Большого Эрмитажа, номер зала — 206.

Самая крупная малахитовая ваза в мире, изготовленная в технике «русская мозаика».  Её делали в течение двух лет мастера Императорской екатеринбургской гранильной фабрики, по проекту Карла Росси и Ивана Гальберга. 

Малахит ― камень неоднородный по составу, хрупкий и не пригодный для массивных изделий. Поэтому отлитую из бронзы вазу покрыли пластинами струйчатого и полосчатого камня, толщиной 4 миллиметра, вывели упорядоченную узорную композицию, а стыки заполнили малахитовой смесью.

Высота наборная вазы формы «медичи» ― 181 сантиметр и расположена она на верхней площадке Советской лестницы.

Зал Леонардо да Винчи

Фотография зала Леонардо да Винчи в Эрмитаже.
Зал Леонардо да Винчи располагается на 2-ом этаже Большого Эрмитажа, номер зала — 214.

В помещении выставлены четыре картины, но только две из них принадлежат кисти мастера. 

Одно из первых его самостоятельных полотен ― «Мадонна Бенуа», похоже на работу его флорентийского учителя. Как и у Андреа Верроккьо изображение Леонардо да Винчи отличается неклассическими простонародными чертами и крупной головой младенца. 

В XIX веке в процессе реставрации, картину перевели с дерева на холст и оценили в 500000 франков. Но Мария Бенуа (частная владелица) хотела, чтобы она осталось в России и продала Эрмитажу за 150000 рублей. 

Вторая работа «Мадонна Литта» была написана спустя 10 лет. Эксперты на протяжении десятилетий отрицали авторство мастера, из-за несовпадения техник на разных участках изображения. И только при помощи рентгеновских лучей было выявлено, что фигура Мадонны и фоновые окна принадлежат кисти Леонардо да Винчи. Ребёнка рисовал его ученик, а щегла в руке и вовсе «дописал» неизвестный реставратор.

Мумия в Египетском зале

Фотография Египетской мумии в Эрмитаже.
Мумия представлена на 1-ом этаже Зимнего дворца, номер зала — 100.

Часть помещения посвящена заупокойному культу и мумия ― самый древний «житель» музея. Возраст экспоната приблизительно X век до нашей эры. Его подарил Эрмитажу купец Анастас Аверов, который много путешествовал и коллекционировал уникальные предметы Древнего Египта.

Жреца звали Падиисет или Петесе (разночтение вызвано отсутствием в языке гласных букв). Его ритуальный комплекс включает в себя три антропоморфных саркофага из дерева. Они покрыты росписью, жертвенными формулами и цитатами из Книги Мёртвых.

Мумии противопоказаны солнечные лучи, вспышки фотокамеры и влажность, поэтому под стеклянным колпаком откачан воздух и поднимают его только во время реставрационных работ.

Почему стоит посетить Эрмитаж

Этот музейный комплекс ― самый крупный в России, здесь сосредоточены мировые шедевры скульптуры, живописи и удивительные археологические находки.

Отдельного внимания заслуживают дворцовые интерьеры, некоторые из них сохранилась в первозданном облике. Вы увидите церемониальные залы, покрытые золотом, драгоценной росписью, уникальными сортами дерева и приватные императорские покои с сохранившейся обстановкой.

Как добраться до Зимнего дворца Эрмитажа

Проще всего добраться на метро. Расстояние от центрального входа до станции:

  • Адмиралтейская ― 700 метров;
  • Невский проспект ― 900 метров;
  • Гостиный Двор ― 1300 метров.

Также можно добраться на наземном общественном транспорте:

  • на автобусах №7, 10, 24, 191;
  • на троллейбусах №1, 7, 10, 11.

Выйти нужно на остановке «Дворцовая площадь». От неё до входа в музей — 300 метров.

Режим работы Эрмитажа 

  • вторник, пятница, суббота― с 11:00 до 20:00;
  • среда, четверг, воскресенье― с 11:00 до 18:00;
  • понедельник ― выходной.

Советы и правила посещения Эрмитажа

  1. Заранее определитесь, какие залы вы хотите увидеть, стоимость билетов на разных маршрутах отличается.
  2. Если вы планируете экскурсию с гидом, рассчитывайте на 2 — 4 часа. То же расстояние с самостоятельным посещением займет около 6 часов.
  3. Возьмите с собой план музея с номерами залов и отметьте на нём свой маршрут, чтобы не заблудиться.
  4. Вы заблудитесь уже через полчаса. Не стесняйтесь спросить дорогу у сотрудников, они обязательно помогут.
  5. Каждый третий четверг месяца, вход ― бесплатный для льготных категорий. Забронировать билет нужно на официальном сайте музея, но обменять электронную бронь на бесплатный билет всё равно необходимо в кассе. В этот день выстраиваются колоссальные очереди, поэтому решите, что для вас важнее ― время или деньги.
  6. Не забудьте паспорт. Для резидентов РФ и стран таможенного союза цена билета ниже, чем для иностранцев.
  7. Фотографировать можно, но без использования вспышки.
  8. Туалеты расположены на каждом этаже, возле лестниц.
  9. С 4 марта 2022 года больше не требуются документы о вакцинации от COVID-19 и QR-коды для входа в музеи. Ношение средства индивидуальной защиты не обязательно.
  10. Билеты лучше приобретите заранее через интернет. В кассах в музея не всегда будут билеты на нужный вам сеанс, так как там продаются остатки от электронных билетов.