Топ-10 самых известных экспонатов Эрмитажа

22.05.2022 Павел Морозов 2

Эрмитаж возник из маленького зала и двух небольших кабинетов, где Екатерина II любила побыть одна или с близкими друзьями. За этими помещениями закрепилось название ermitage — место уединения. Купленные произведения искусства императрица размещала здесь, как частную коллекцию. Теперь это главный музей России.

К сожалению, не всегда есть возможность погулять по Зимнему дворцу весь день и посмотреть всё. Поэтому в этой статье я собрал информацию о 10 самых известных экспонатах Эрмитажа: фотографии, интересные факты, местоположение объектов. Она поможет вам определиться куда пойти и что посмотреть, если вы ещё не были в музее.

Содержание:

  1. 10 самых популярных экспонатов Эрмитажа:
  2. Лучшие аудиоэкскурсии по Эрмитажу

10 самых популярных экспонатов Эрмитажа

Часы «Павлин»

Фотография часов "Павлин" в Эрмитаже.
Часы «Павлин» находятся на 2-ом этаже Малого Эрмитажа, номер зала — 204.

В 1773 году в Дублине ювелир Джеймс Кокс выставил на аукцион две механические статуэтки в виде павлинов. Желая порадовать Екатерину II, князь Григорий Потёмкин оставил заявку на изготовление похожего украшения для Эрмитажа. Чтобы поскорее выполнить дорогой заказ, мастер взял одну из уже готовых птиц, и добавил к ним сову, петуха и хронометр в шляпке гриба.

При получении часов в России, часть оказалась неисправной и была отремонтирована русским механиком Иваном Кулибиным только через 17 лет, уже после смерти Григория Потёмкина.

Многофигурная композиция действует до сих пор. Раз в неделю специальный хранитель заводит её и золочёные фигурки оживают ― вертят головами, распускают хвост, двигают лапками и поют.

Египетская мумия

Фотография Египетской мумии в Эрмитаже.
Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище) жреца, располагаются на 1-ом этаже Зимнего дворца, номер зала- 100.

Старейшая мумия Эрмитажа. Всего их в распоряжении музея пять, но остальные для посетителей недоступны.

Влиятельный жрец Па-ди-иста, привратный служитель храма бога Ра, забальзамирован 3000 лет назад. Его тело очистили от внутренностей, наполнили ароматическими смолами, вымочили в растворе натриевой соли, а затем завёрнули в воздухонепроницаемые ткани. Мумию поместили в саркофаг из инжирового дерева, а извлечённые органы в специальные ёмкости из алебастра ― канопы.

Сейчас за состоянием Па-ди-иста наблюдает штат специалистов ― ему противопоказан яркий свет и влажность. Поэтому защитный колпак поднимают только для реставрационных работ, а за климатом и отсутствием воздуха под стеклом, следит сложное оборудование.

Колыванская ваза

Фотография Колыванской вазы в Эрмитаже.
Колыванская ваза находится на 1-ом этаже Нового Эрмитажа, номер зала — 128.

Самую большую в мире, пятиметровую вазу из ревнёвской яшмы, выполнили на Алтае. Массивный монолит камня обнаружили в 1820 году, а изготовление, перевозка в Санкт-Петербург и инсталляция заняли 30 лет. Громоздкое изделие сплавляли водным путём, а где это было невозможно, перевозили поездом из 180 лошадей.

В Эрмитаже не нашлось подходящего по размеру места для установки, настолько она была огромна. Для неё построили особый зал, в проезде между зданиями, с укреплённым фундаментом. Стены возвели уже после монтажа Колыванской вазы и с тех пор она не покидала своего помещения никогда.

Статуя Юпитера

Фотография статуи Юпитера в Эрмитаже.
Статуя Юпитера располагается на 1-ом этаже Нового Эрмитажа, номер зала- 107.

Горельеф (скульптура, выступающая из стены больше, чем на половину) верховного римского бога создан в I веке нашей эры неизвестным автором, по заказу императора Домициана. Прототипом послужила статуя греческого Зевса, которая сохранилась только в описаниях современников и на изображениях монет.

Мраморный Юпитер держит в руках посох и державу с богиней Победой, а неизменный атрибут наивысшего бога ― орёл, расположен с правой стороны от трона.

Фигура найдена при раскопках XIIIV века и в 1861 году приобретена для Эрмитажа Александром II. На сегодняшний день это одна из самых крупных античных статуй музеев мира.

Часы-яйцо Ротшильда

Фотография часов-яйца Ротшильда в Эрмитаже.
Ротшильдовское пасхальное яйцо представлено на 3-ем этаже Главного Штаба, номер зала — 302

Ювелирное украшение выполнено в 1902 году Карлом Фаберже.  По аналогии с яйцом «Петушок», которое в 1900 году изготовили для матери Николая II из золота, платины, бриллиантов и жемчуга.

Заказ на часы был приурочен к помолвке Эдуарда Ротшильда и до 2007 года оно находилось в семейном владении. Было выкуплено коллекционером Александром Ивановым и в 2014 году преподнесено в дар Эрмитажу.

В фасадную часть вмонтирован циферблат Николая Роде, а вершина украшена эмалированной фигуркой петуха под крышкой. Каждый час механизм приводит в движение птицу, она поднимает крылья, наклоняет голову, открывает клюв и поёт.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Фотография картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» в Эрмитаже.
«Мадонна Литта» находится на 2-ом этаже Малого Эрмитажа, номер зала — 214.

Изображение «Мадонна с Младенцем» датируется периодом создания с 1481 по 1495 годы и четыре столетия хранилась в семье знатного миланского рода Литта. Оно приобретено директором Эрмитажа и тогда же, по причине плохого состояния, переведено с доски на холст знаменитым реставратором Александром Сидоровым.

Из-за смешанных техник рисунка, искусствоведы были настроены критично и отказывались признавать авторство Леонардо да Винчи, хотя в Лувре находится его этюд с головой Мадонны. Современные исследования подтвердили, что произведение писал мастер, а основную часть картины завершил его ученик ― Джованни Больтраффио. 

Картина Тициана Вечеллио «Даная»

Фотография картины Тициана Вечеллио «Даная» в Эрмитаже.
«Даная» представлена на 2-ом этаже Большого Эрмитажа, зал номер — 221.

Первоначальное полотно создано по заказу испанского короля Филипа II. В числе остальных семи, оно иллюстрировало «Метаморфозы» древнеримского поэта Публия Овидия Назона.

Художник изобразил на картине момент проникновения греческого бога к царской дочери, которую отец заточил в башне и обрёк на безбрачие. Зевс принял образ золотого дождя в виде монет, которые пытается поймать в фартук старуха, приставленная к девушке в качестве стража.

Тициан обращался в своих произведениях к мифологическому сюжету несколько раз. Искусствоведами атрибутировано 5 похожих полотен, созданных в период с 1544 по 1564 годы.

Картина Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына»

Фотография картины Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына» в Эрмитаже.
Картина «Возвращение блудного сына» находится на 2-ом этаже Нового Эрмитажа, номер зала — 254.

Изображение на евангельский сюжет, как финальный эпизод притчи о блудном сыне. Это самое крупное религиозное полотно Рембрандта Харменса ван Рейна и оно было написано им без заказа.

Композиция произведения смещена от центра и дополнена второстепенными свидетелями возвращения. Для фокусирования внимания зрителя художник выделяет светом одухотворённое лицо отца. Он прощает падшего сына и прижимает его к себе, словно покрывая от невзгод красным плащом.

Живописец завершил картину в 1669 году, за несколько месяцев до смерти. Он противопоставил её почти автобиографичному полотну «Блудный сын в таверне», где изобразил себя баловнем судьбы, с любимой женщиной, сидящей у него на коленях.

Картина Анри Матисса «Танец»

Фотография картины Анри Матисса «Танец» в Эрмитаже.
Картина «Танец» располагается на 4-ом этаже Главного Штаба, номер зала — 440.

Произведение было создано в 1910 году, как декоративное панно для особняка московского коллекционера Василия Щукина. Заказ был на три работы, вторая ― «Музыка», экспонируется рядом. Третья ― «Купание, или Медитация» осталась невыполненной, только в виде эскизов. До отправки в Россию картины выставили в Париже, что вызвало у публики ряд нелестных отзывов об авторе и заказчике.

Первая версия полотна «Танец» написана в 1909 году и находится в Музее современного искусства в городе Нью-Йорк. Второе изображение национализировано после октябрьской революции и вместе с остальной коллекцией передано в Эрмитаж в 1948 году.

Картины серии «Лавки» Франса Снейдерса

Фотография картин серии «Лавки» Франса Снейдерса в Эрмитаже.
Картины серии «Лавки» представлены на 2-ом этаж Нового Эрмитажа, номер зала — 245.

Картины фламандского живописца выполнены по заявке королевского судебного сборщика налогов Жака ван Офема. Лавки с фруктами, овощами, дичью и рыбой мастер изобразил с глубоким знанием натуры и удивительной реалистичностью. Даже работая над натюрмортами с битой дичью и скользкими угрями, он сохранил нарядный и декоративный эффект полотен, которыми украшали парадные апартаменты.

Художник родился в семье состоятельного трактирщика, но рано обнаружил способности к рисованию. Уже в 13 лет начал учиться у знаменитого Питера Брейгеля Младшего и в 23 года стал членом гильдии художников Антверпена. Его творчество высоко оценено современниками и Пуаль Рубенс приглашал Франса Снейдерса к сотрудничеству.

Лучшие аудиоэкскурсии по Эрмитажу