Содержание:
- Основные залы Зимнего дворца:
- Иорданская лестница
- Гербовый зал
- Петровский (Малый тронный) зал
- Георгиевский (Большой Тронный) зал
- Военная галерея 1812 года
- Большая церковь Зимнего дворца
- Александровский зал
- Малахитовая гостиная
- Николаевский зал
- Будуар Марии Александровны
- Гостиная Марии Александровны
- Концертный зал
- Белый зал
- Портретная галерея Романовых
- Библиотека Николая II
- Залы Малого Эрмитажа:
- Залы Большого Эрмитажа:
- Залы Нового Эрмитажа:
Основные залы Зимнего дворца
Иорданская лестница
По заказу императрицы Елизаветы Петровны лестницу спроектировал Франческо Растрелли, как парадный вход в церемониальные апартаменты. Её высота 22 метра, она не разделена перекрытиями и поэтому освещается окнами двух этажей.
Изначальное название лестницы ― Парадная. Но во времена Екатерины II оно было изменено на «Посольская», так как именно здесь представители иностранных государств поднимались к Тронному залу.
Иорданской же лестницу назвали позже, из-за подъезда северного фасада дворца и галереи первого этажа. Во время празднования Крещения Господня, там проходил крестный ход, а на Неве располагали прорубь для освящения воды ― Иордань.
В трёхдневном пожаре 1837 года полностью выгорели второй и третий этажи дворца, погибла вся отделка. Николай I при реставрации приказал архитектору Василию Стасову восстановить её «совершенно по-старому», поэтому считается, что концептуально первоначальный облик лестницы не изменился.
Деревянные колонны, покрытые розовым мрамором, заменили на серый гранит и заложили часть фальш-окон на первом этаже. Погибшие статуи заменили аналогичными, но для снижения стоимости работ их взяли из других дворцов и Летнего сада.
Плафон венецианского живописца Франческо Сальваторе Фонтебассо во время пожара сильно пострадал и не подлежал восстановлению, его заменили на уже готовую работу Гаспаро Дициани. Из-за того, что полотно было меньшим по размеру, оставшееся пространство расписали в сходном стиле по эскизам Василия Стасова.
Гербовый зал
Второй по величине зал Эрмитажа для торжественных мероприятий. При Екатерине II использовался для балов и маскарадов. Однако, он дважды изменял свое предназначение ― Павел I прощался здесь с усопшими родителями, а в 1825 году состоялась траурная панихида по Александру I.
В современном виде зал спроектирован Василием Стасовым и по требованию Николая I воплотил собой могущество Российской Империи. На позолоту колонн истрачено около 7 килограмм золота, а окна во всю высоту помещения, зрительно делают место официальных императорских приёмов ещё грандиознее.
По обе стороны от центрального входа установлены две скульптурные группы, которые олицетворяют собой древних защитников государства.
В этот зал одним из первых было проведено электрическое освещение, вес каждой массивной люстры составляет около 380 килограмм, а в нижней части они декорированы гербами российских губерний.
Петровский (Малый тронный) зал
Мемориальное помещение построили в память о Петре I и использовали для небольших приёмов. Архитектор проекта Огюст Монферран ― создатель Исаакиевского собора.
Николай I поручил выполнить серьезный объём работ за несколько летних месяцев и времени было недостаточно, поэтому часть конструкций зала сделали из дерева и в пожаре 1837 года она была утрачена.
При реконструкции цвет лионского бархата в отделке изменили с малинового на пунцовый, а бронзовых орлов на стенах ― на серебрённое шитьё, установили в зале серебряные бра и светильники.
В центральной части экспозиции расположен позолоченный трон. Он был изготовлен в Петербурге в конце XVIII века.
Георгиевский (Большой Тронный) зал
Главный церемониальный зал Российской Империи. Здесь проходили официальные приемы, торжественные обеды и парадные балы. Он выстроен в отдельном корпусе на восточном фасаде дворца, под руководством Джакомо Кваренги, отделан мрамором четрёх оттенков, позолотой и ярким потолочным плафоном.
Василий Стасов восстановил интерьер после пожара и использовал белый каррарский мрамор. Детали выполнили в Италии, несмотря на сложность с доставкой стоимость была гораздо ниже, чем цена российских мраморщиков. Из-за сложностей со сборкой и примеркой, восстановительные работы затянулись в Тронном зале почти на 5 лет, в то время, как остальные покои дворца восстановили за полтора года.
Почти сразу после завершения работ обрушился потолок ― были неправильно заглублены перекрытия и в последствии архитекторы приняли решение усилить их балками-кессонами.
Тогда же изменили расположение тяжёлых люстр ― это открыло вид на барельеф Георгия Победоносца, святого покровителя Российской Империи, он находится над тронным местом.
Полы в зале выполнены из паркета, набранного из 16 ценных пород, в том числе и красного дерева. Рисунок потолка и пола повторяет друг друга, только эмблемы орлов на полу заменены на растительные орнаменты.
Под малиновым балдахином стоит позолоченный трон, который изготовили в XVIII веке лондонские мастера, по заказу императрицы Анны Иоанновны.
Вдоль стен размещены изделия из малахита, орлеца, кварца, лазурита и яшмы, выполненные на фабриках Екатеринбурга, Петергофа и Колывани.
Военная галерея 1812 года
Картинная галерея задумана Александром I, для того чтобы увековечить подвиги генералов, участников сражений войны 1812 года. Здесь размещены 332 портрета, которые в течение 10 лет писали художники Джордж Доу, Василий Тропинин, Вильгельм Голике и Александр Поляков. Часть написана с натуры, а часть с уже готовых присланных полотен. Были и те, кто не дожил до окончания работы и не оставил после себя изображений, поэтому несколько портретов в галерее, содержат только фамилии и инициалы, а вместо холста рама затянута зелёной тканью.
Условием для попадания в галерею было участие в военных сражениях с Наполеоном в генеральском чине или повышение до него за военные заслуги. Но при формировании списка аттестационный комитет руководствовался и политическими мотивами, внося и вычеркивая из него кандидатуры без объяснения причин.
На центральной стене размещен конный портрет Александра I, рядом расположены изображения союзников ― Франца I и Фридриха-Вильгельма III.
Во время пожара обстановка сгорела, но портреты были спасены из огня и сохранились. После восстановительных работ залу придали сдержанную и торжественную отделку, а по карнизу комнаты разместили балконы с хорами ― обходными галереями.
Большая церковь Зимнего дворца
Здание построено по приказу Елизаветы Петровны и расположено в юго-восточной части от царских покоев. Роскошная отделка в стиле рококо сделала её непохожей на остальные церкви того времени. Строительство вопреки крестово-купольной системе или общепринятому базиликальному типу, делает её больше похожей на зал античного храма.
Помещение никогда не находилось в ведении Русской Православной Церкви, а принадлежало только царской фамилии, доступ сюда посторонним лицам был запрещён. Исключение составляли храмовые праздники, когда император самолично выбирал приглашённых из числа близких верноподданных, в качестве особой милости. Здесь проходили также и официальные царские церемонии ― крещение, венчание новых членов семьи и отпевание усопших.
После пожара церковь восстановили в исходном интерьере, а благодаря тому, что иконы и часть обстановки (паникадило, люстры и бра) спасли, храм в нынешней экспозиции предстаёт в первоначальном виде.
Александровский зал
По задумке Николая I этот мемориальных зал должен увековечить память о главных битвах и победе Александра I над Наполеоном. Воплотил его мечту архитектор Александр Брюллов уже после пожара.
Сводчатый зал украшен медальонами с рисунками главных эпизодов в войне 1812 года, они чередуются с фигурами, изображающими военную Славу. При изготовлении за образцы брались медали, выполненные Фёдором Толстым. На них были изображены Бородинское сражение, Народное ополчение, взятие Парижа и профиль Александра I в образе Радомысла ― славянского бога мудрости и храбрости.
Сейчас в зале выставлена коллекция серебра из Западной Европы и самый крупный её экспонат ― гербовой холодильник для вина, которому более 200 лет.
Малахитовая гостиная
Парадный зал личных покоев Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I. Здесь проходили семейные завтраки в особенно торжественные дни и собиралась царская семья, чтобы совместно начать церемониальное шествие по парадным залам во время официальных приёмов.
Изначально зал был отделан яшмой, но после пожара Александр Брюллов оформил его полудрагоценным демидовским малахитом, в технике «русская мозаика». Тонкие срезы камня наклеивают на основу, стыки заполняют малахитовым порошком и образуют цельную массу.
На стене выполнена роспись, где центральная фигура изображает Поэзию, а по краям нарисованы День и Ночь. Она украшала стену ещё до пожара, а во время восстановительных работ автор, Антонио Виги, повторно написал её на плотном полотне и наклеил на искусственный мрамор стены.
Николаевский зал
Самый большой зал Зимнего дворца, площадью более 1000 квадратных метров. Во время последнего Рождественского бала в 1913 году, сюда вместились 5000 человек. Василий Стасов отделал его белым искусственным мрамором и лишь слегка позолотил люстры. Торжественность и прохладную строгость залу придают массивные колонны коринфского стиля.
Николаевским он стал назваться, когда по приказу Александра II на торцевой стене разместили большой портрет Николая I, уже после его смерти.
Во время войны в 1915 году здесь открыли Военный госпиталь на 1000 мест и в Николаевском зале разместили койки с тяжелоранеными солдатами.
Сегодня зал используется для временных выставок.
Будуар Марии Александровны
Изначально будуар оформили в прохладных синих тонах, здесь супруга Александра II любила проводить семейное время. Общалась с детьми и мужем, отдыхала, читала и писала письма родным. В правом углу потайная дверь, за которой скрыта лестница, отсюда можно было можно попасть в будуар, минуя официальные комнаты. На этой же лестнице стояли книги Марии Александровны ― она любила читать, но не имела собственной библиотеки. Стены комнаты украшали картины, их приносили сюда из Эрмитажа, а затем заменяли на другие.
Через десять лет, во время ремонта, сдержанный интерьер заменили на роскошный рококо с малиновой отделкой стен и золоченым растительным орнаментом, а арка ниши получила сложную вычурную форму, которую поддерживают фигуры кариатид.
Будуар дошёл до нас в первозданном виде, лишь изветшалую драпировку заменили в 1960 году, но фрагмент подлинной шелковой ткани, с металлической нитью, сохранён на одной из стен.
Камин этой комнаты примечателен ― он единственный во дворце был расположен на наружной стене и служил в декоративных целях, не спасая от северных морозов. Отопление в Зимнем дворце было пневматическим ― через воздушные каналы в стенах теплый воздух поступал в комнаты, а сквозь вентиляционные решётки он, с нагаром от свечей, уходил в вытяжные тоннели.
Гостиная Марии Александровны
Самое роскошное помещение дворца, по мнению современников. Александр Брюллов при отделке, покрыл стены искусственным мрамором и вызолотил и их, и двери, и часть падуг сводчатого потолка в старомосковском архитектурном стиле. Изначально драпировка гостиной была выполнена в гранатовом цвете, что придавало помещению ощущение торжественной роскоши, второе название ― Золотая гостиная. Здесь проходили парадные приёмы императрицы и небольшие балы.
В экспозиции Золотой гостиной выставлена коллекция камнерезной продукции герцога Орлеанского и вазы Императорского фарфорового завода.
Концертный зал
Отделка помещения выполнена по проекту Василия Стасова, стены покрыли белой венецианской штукатуркой, это придало комнате сдержанный изыск и торжественность. Концертный зал ― пример строгого классицизма в интерьере, средний ярус стен украшают статуи, выполненные Иосифом Германом, они олицетворяют собой девять античных муз и богиню весны Флору. Кроме музыкальных вечеров здесь проходили небольшие балы, которые стали именоваться по названию зала ― Концертными.
В экспозиции выставлены вазы, канделябры и треножники первой половины XIX века, центральную часть занимает серебряная рака Александра Невского. После канонизации Пётр I приказал привезти в Петербург мощи, а Елизавета Петровна впоследствии распорядилась изготовить саркофаг. На сегодняшний момент это самое большое изделие из серебра в мире, его вес достигает полутора тонн.
Белый зал
Работа архитектора Александра Брюллова объединила в себе стили позднего ампира и классицизма. Зал создан из трех гостиных, они сильно различались между собой и даже имели разную форму окон. Поэтому помещение визуально разделили на три составляющие и основную роскошь сосредоточили в средней части, украсив её коринфскими колоннами и статуями олимпийских богов. В боковых частях зала фризы украшены сюжетными фигурками младенцев. Они охотятся, воюют, учатся, играют и занимаются сельским трудом, их там около двухсот; сюжеты не повторяются.
Здесь проводились парадные приёмы и официальные балы, поэтому зал имел второе название ― Танцевальный.
В настоящее время тут размещены полотна французской живописи, а также мебель Екатерининской эпохи и севрский фарфор.
Портретная галерея Романовых
Создание галереи инициировал Николай I и первоначально разместил её в Малом Эрмитаже, возле Висячих садов. Собрание портретов царской династии началось ещё по приказу Екатерины Великой, но структурировали эту коллекцию уже гораздо позже.
Николай I приказал собрать все изображения Высочайших особ из Эрмитажа и императорских дворцов, и собственноручно выбрал достойных для галереи. С части картин делали копии, а те, что находились в плохом состоянии, реставрировали, но с сохранением стиля живописи тех времен, несмотря на её несовершенство. Первоначально набралось 127 картин, которые расположили по хронологии и семейной принадлежности. Коллекция регулярно правилась и дополнялась, по мере взросления детей и обзаведения их своими семьями.
В настоящий момент в галерее охвачен период со времен правления Петра I до Николая II, но выставлена только часть портретов, а остальные находятся в других музеях.
Библиотека Николая II
Одно из немногих помещений, где обстановка сохранилась со времён Николая II. Это интимные покои, в которых император с семьёй любил проводить личное время. Здесь они читали вслух, рассматривали старинные гравюры, общались и даже иногда обедали.
Помещение выполнено со стилизацией под старинный английский замок. Спроектировал его для молодой императорской четы Александр Красовский. Он тщательно проработал детали интерьера ― под средневековье стилизованы не только ореховый кессонный потолок, резные книжные шкафы, обои из теснённой кожи, но и такие мелкие детали интерьера, как кованые дверные ручки или запорные механизмы на окнах.
Центральную часть библиотеки занимает огромный камин из песчаника. В его отделке использовали небольшие геральдические фигуры дома Романовых и дома его супруги ― гербовые символы с изображением грифонов и львов.
Залы Малого Эрмитажа
Павильонный зал
Архитектор Андрей Штакеншнейдер объединил Двусветный зал, оранжерею, столовую с подъемным столом, времён Екатерины II и несколько кабинетов.
Восточные мотивы залу придают 4 настенных фонтана, они по форме напоминают сальсабиль на территории ханского дворца в Бахчисарае, и розовые стекла, которые до сих пор сохранились в арочных окнах.
Античный стиль придаёт залу мозаика, точная копия из древнеримских терм и двухъярусная колоннада коринфского ордера.
Классицизм и ренессанс выражены в отделке ― лепном орнаменте потолков, решетчатых балкончиков, барельефы на мраморных каминах, хрустальные люстры и филенчатые двери.
Павильонный зал предназначен для балов, но благодаря зонированию в нём были уголки чтобы неспешно побеседовать, послушать музыку или помечтать на галерее второго этажа.
В зале выставлены часы «Павлин» и мозаики, выполненные из цветного стекла и полудрагоценных камней.
Аполлонов зал
По первоначальному замыслу зодчих здесь находилась арка, она смыкала Зимний дворец и помещения Малого Эрмитажа. В 1793 году, по проекту Джакомо Кваренги, здесь появился зал.
Название он получил из-за статуи бога, покровителя искусств, которая стояла в нише, напротив стены Георгиевского зала с царским троном.
После пожара Василий Стасов изменил интерьер помещения и сделал его сдержанным ― золоченый потолок и цветные падуги заменили на белую орнаментальную лепку, оставив ярким акцентом наборный паркет из ценных сортов дерева.
Зал используется для временных экспозиций и выставки особо ценных полотен, когда они возвращаются из реставрации. После непродолжительного времени из Аполлонового зала картины переходят на свои основные места.
Романовская галерея
В западной галерее, обрамляющей одну из сторон Висячих садов, выставлены произведения прикладного искусства Западного Средневековья.
Леможская (выемчатая) эмаль, резьба по кости и по дереву, литье и керамика в то время были тесно переплетены с религией, поэтому часть выставленных предметов — это кресты, соборные троны, изображения святых, навершья епископских посохов, ларцы для мощей и чаши для святой воды.
Хотя встречаются и светские предметы быта ― шашки, дверные ключи и молотки, подсвечники, кувшины-кальяны, крышки карманных зеркал, домашняя утварь и аптечная посуда.
Залы Большого Эрмитажа
Зал Тициана
Все картины, кисти главы венецианской живописной школы, выставленные здесь, содержат в сюжете божественные мотивы христианства и древнегреческой мифологии.
Самое узнаваемое полотно в этом зале ― Даная. Сюжет повествует о царе Аргосе, когда он узнал, что погибнет от руки внука, обрёк на безбрачие дочь Данаю и заточил её в медной башне, приставив в качестве сторожа старуху. Но Зевс влюбился в её красоту и проник к девушке в виде дождя из золотых монет. Живописец отобразил момент, когда служанка пытается поймать деньги в фартук, а из распахнутых облаков видно лицо греческого бога. По легенде Даная зачала от Зевса сына Персея, который впоследствии случайно убил деда, во время гимнастических состязаний.
Несмотря на эротизм, присущий полотну, средневековые художники нередко обращались к этому мифу, изображая непорочно зачавшую от бога Данаю, как предтечу Богородицы.
Насчитывают множество полотен с похожим сюжетом и сам Тициан ещё трижды писал эту картину, но по мнению искусствоведов, полотно, выставленное в Эрмитаже, наиболее высокохудожественное.
Зал Леонардо да Винчи
В мире насчитывается 14 завершённых картин кисти мастера, с подтверждённой подлинностью, и две из них в Эрмитаже.
«Мадонна Бенуа» одна из первых работ живописца. Живое и телесное исполнение фигуры матери, забавляющей первенца цветком крестоцвета, одежда и волосы, уложенные по моде того времени ― все нюансы разительно отличаются от канонических изображений Богородицы. Если бы не нимбы вокруг голов, картину можно было бы принять за жанровое полотно с флорентийкой, радующееся материнству. Неидеальные черты, естественные жесты и позы существенно отличаются от полотен того времени.
Название картины происходит от фамилии последней частной владелицы ― супруги придворного архитектора Леонтия Бенуа. Картина была приобретена в рассрочку и последние платежи выплачены уже после Октябрьской революции.
Вторая картина «Мадонна с Младенцем» более известна. Искусствоведы до сих пор спорят и приписывают соавторство Леонардо да Винчи и его ученика Антонио Больтраффио, он предположительно рисовал фигуру младенца.
Залы Нового Эрмитажа
Лоджии Рафаэля
Копии лоджий в Ватикане, которые расписал по сырой штукатурке Рафаэль с учениками, выполнены по приказу Екатерины II.
Для них была построена новая галерея, а ещё до начала строительных работ в Италию отправили группу художников. В течение нескольких лет они копировали темперой на холсты знаменитые гротески. Так называли изображения мифических животных, амуров, человеческих фигур, растительных орнаментов, сюжеты библейских историй, украшавших стены Ватикана.
Свёрнутые в трубку полотна привезли в Петербург и разместили на построенных галереях. Когда при первоначальной примерке полотен выяснилось, что они не подходят по размеру к выстроенному помещению, императрица предпочла перестроить галерею, а не перерисовать полученные картины.
Зал Древнего Египта
Постоянная экспозиция содержит экспонаты 5 тысячелетий этой цивилизации и знакомит вас с этапами развития культуры Древнего Египта.
В трех залах сосредоточены скульптурные группы, предметы обихода, женские украшения, посуда, монеты, распределённые по периодам.
Саркофаги, стелы, жертвенники для ритуальных возлияний и мумии, в том числе и датированные X веком до нашей эры, дадут вам представление о сложной политической и религиозной системе древних египтян.
Залы с памятниками Греции и Рима
Первые экспонаты античной коллекции привезены ещё Петром I. Впоследствии всеми императорами продолжалось приобретение статуй и скульптурных групп, как за рубежом, так и у собственных состоятельных подданных. Они охотно передавали свои «музеи древностей», состоящие из произведений искусств, найденные на раскопках. В коллекции вошли предметы, обнаруженные в XIX веке на Черноморском побережье, во время научных изысканий.
Попадали сюда и уникальные коллекции, конфискованные у высокопоставленных особ, пойманных на хищении государственных денег.
Двадцатиколонный зал
Изначально задуман как выставочный зал для античных ваз, архитектор Лео фон Кленце украсил его колоннами из сердобольского гранита. Капители колонн и кессонный потолок, пол из каменной мозаики делают его похожим на античный храм. По замыслу автора, интерьер зала согласуется с экспозицией и дополняет выставленные предметы.
Здесь представлено прикладное искусство Древней Италии ― этрусские скульптуры, керамика, изделия из бронзы. Шедевры этрусской коллекции Эрмитажа: храмовая курильница-треножник VI века до нашей эры, украшена изображениями подвигов Геракла; кумская ваза с рельефной росписью IV века до нашей эры; урна для праха в виде возлежавшего на загробной трапезе юноши.
Рыцарский зал
В Эрмитаже выставлена часть оружейных предметов, изготовленных в Италии, Франции и Германии в XVI ― XVII веках. Мечи, шпаги, кинжалы, сабли и экзотические шестоперы (ударно-дробящее оружие, палицы) и коузы (ножевидные наконечники на копьё) мастеров того времени, размещены в витринах и выставочных шкафах.
В зале предметы турнирного, охотничьего и парадного вооружения, представлена также коллекция доспехов. Есть простые конструкции, весящие не больше 20 килограмм, а есть и парадно украшенные гравировкой, воронением и резьбой, со сборчатыми рукавами и имитацией разрезов на штанах.
Здесь же установлены чучела лошадей, облаченные в защитные пластины, однако для военных действий рыцари использовали не обычных коней, а дестриэ ― жеребцов с определёнными свойствами, выносливых и способных к перевозке крупных предметов. Именно от них пошли современные породы тяжеловозов, шайров и першеронов.
Малый и Большой Итальянский просветы
Первоначально эти помещения называли Императорским Музеумом, это самые поздние постройки из дворцового комплекса и от остальных залов их отличают стеклянные плафоны.
Залы используются для размещения монументальных полотен итальянских художников XVI ― XVIII веков, скульптурных композиций, мебели, предметов интерьера и российских камнерезов XIX века.
Двенадцатиколонный зал
Двенадцатиколонный зал использовали для хранения коллекции медалей и монет (нумизматической коллекции). Это отразилось на его декоре — стены зала украшены рельефными изображениями античных сцен и известных медальеров (мастеров чеканки монет).
Этот зал зачастую закрыт для посетителей. Открывают его только во время проведения тематических выставок. За их расписанием лучше следить на официальном сайте.
Зал Снейдерса
В экспозиции помещения ― творчество фламандских художников, в стиле монументального декоративного натюрморта на фоне пейзажей.
Здесь же 14 работ художника Франса Снейдерса. Детство он провел в таверне отца и поэтому изобилие, которое окружало его младенческие годы, он щедро выплеснул на полотна. Это привело к созданию нового направления во фламандском искусстве и принесло ему впоследствии мировую славу.
В Эрмитаже находится единственный ансамбль 4 картин из творчества художника, которые написаны для главного судебного исполнителя Брюсселя. На картинах «Фруктовая лавка», «Рыбная лавка», «Лавка дичи», «Овощная лавка» он изобразил золотой век рынков в Антверпене и сцены мирного труда обывателей того времени.